Разделы сайта

Главная

Опытно-исследовательская деятельность. Творческий проект

Обоснование выбора темы

У каждого ребенка есть способности и таланты. Задача воспитателя – создать условия, при которых дошкольник сможет попробовать свои силы в разной деятельности и найти то, что подходит ему. Дети от природы любознательны и полны желания познавать новое. Как установлено, именно период жизни дошкольников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Но чтобы они могли проявить свои способности, необходимо умное и умелое руководство взрослых – педагогов, воспитателей, родителей.

Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка и основ культурного познания им окружающего мира.  

Образовательный процесс в учреждении образования должен быть направлен на достижение такого уровня образования воспитанников, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения образовательных и учебных задач теоретического или прикладного характера. Исследование обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, предполагает активные поиски решения задач.

При отсутствии поисковой активности недостаточно развиваются такие личностные характеристики как любознательность, способность самостоятельно мыслить, что в последствие значительно снижает способность к саморазвитию.

Для развития  познавательной активности необходима организация содержательной, интересной, мотивированной и развивающей формы организации образовательного процесса. Познавательная активность формируется лишь при деятельностном подходе к образованию со стороны педагога, в соответствии с личностно-ориентированными, культурно-ориентированными, деятельностно-ориентированными принципами построения образовательного процесса в учреждении дошкольного образования.

Характеристикой ребёнка-дошкольника, готовящегося стать школьником, является наличие комплексного представления о системе признаков, которыми могут обладать предметы. Во время опытной деятельности дети знакомятся не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, им становится доступно понимание общих связей, закономерностей, принципов, которые лежат в основе научных знаний в сфере живой и неживой природы.

Когда ребёнок проводит исследование, происходит стимулирование планомерного и последовательного восприятия, обследования и описания предметов и явлений на основе следующих процессов: идентификации, отнесения к эталону; моделирующих произвольных действий: поиска, рассматривания, наблюдения.

Важно учить ребёнка наблюдать, выделяя характерные и важные приметы предметов и явлений, сравнивать и обобщать их по этим приметам. Основой развития образного мышления является умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, а также названием предмета, материалами, с которого изготовлен предмет. Активизация наблюдения, умения обследовать предметы, сравнивать их, видеть незначительные отличия в их приметах (цвете, форме, величине, материале), уточнение и расширение представлений о предметах и явлениях окружающей жизни и природы – всё эти качества возможно развить, опираясь на исследовательскую деятельность.

Мини-лаборатория должна стать центром опытнической деятельности, «точкой притяжения» детей всех возрастов. Создание центра науки в детском саду позволит оптимально организовать среду по познавательному направлению деятельности, наполнить её наиболее полным образом.

Направляя детей к активному познанию, педагоги закладывают основу для дальнейшего развития личности дошкольников, ведь когда человек действует, пробует, преобразует действительность, он познаёт не только окружающий мир, но и себя, воспитывает лучшие качества, присущие современной активной личности.

Лаборатория является нетипичным элементом развивающей среды дошкольного учреждения образования. Уголки познавательно-практической деятельности, центры экспериментирования есть во всех группах, однако они не в полной мере удовлетворяют потребности детей в исследовании окружающего мира, позволяют провести только простейшие опыты. Создание лаборатории позволяет охватить все пригодные для детских опытов материалы, в полной мере изучить доступные пониманию детей свойства материалов и веществ.

Смена привычной обстановки группового помещения благоприятно действует на детей: активизирует их внимание, пробуждает любознательность и активность.

Цель

Развивать познавательные способности дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности в лаборатории.

Задачи

Для детей:

- расширять представления о многообразии веществ и материалов окружающего мира, их свойствах;

- способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельной познавательной деятельности;

- формировать у детей диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, ставить цель, планировать свои действия и делать вывод.

Для педагогов:

- ознакомить с современными методами и технологиями развития познавательных способностей дошкольников;

- активизировать участие в семинарах, конкурсах профессионального мастерства;

- повысить заинтересованность опытно-исследовательской деятельностью с дошкольниками, совершенствованием профессионального мастерства по теме, дальнейшем самообразованием по вопросу развития познавательных способностей дошкольников;

- подобрать методическую литературу по теме и пополнить библиотеку информационно-методического кабинета;

- разработать и оформить картотеки опытов и экспериментов для дошкольников разных возрастов;

- систематизировать работу учреждения образования по опытно-исследовательской деятельности дошкольников.

Для родителей:

- привлекать родителей к оформлению мини-лаборатории и наполнению её материалами и образцами;

- информировать родителей о пользе опытно-исследовательской деятельности для дошкольников, особенностях её организации в домашних условиях.

09.02.2023

"Путешествие в мир опытов"

раскрыть » / « свернуть
18.01.2023

Волшебная страна песка.

раскрыть » / « свернуть
05.01.2023

Познавательное развлечение "Маленькие фокусники"

раскрыть » / « свернуть
24.06.2022

"Чудесные превращения песка"

раскрыть » / « свернуть
14.04.2022

Познавательно- исследовательская деятельность

раскрыть » / « свернуть
18.03.2022

Лаборатория "Маленькие исследователи"

раскрыть » / « свернуть
25.02.2022

Развлечение с элементами экспериментирования "Город волшебства"

раскрыть » / « свернуть